Наверняка большинство болельщиков украинского ралли как никогда за последние несколько лет ожидали заключительный 6-й этап Чемпионата Украины по ралли, которым станет «Алушта-Ралли 2011». Однако уже перед гонкой стало известно, что главная интрига гонки как и Чемпионата в целом исчезла еще до ее начала!!!
А как все закручивалось! Впервые за последние несколько лет после того, как абсолютным Чемпионом Украины по ралли в 2008-м году стал не Александр Салюк младший, а Юрий Протасов, гегемония Александра младшего была нарушена. Более того, из-за своей травмы плеча и пропуска двух этапов, действующий и многократный Чемпион Украины и вовсе впервые за много лет не претендует на титул!
В общем зачёте к концу сезона с одной победой и двумя вторыми местами лидирует Валерий Горбань. Изначально из-за совпадения календаря Чемпионата Украины по ралли и Чемпионата Мира, где Горбань выступает, Валерий должен был и вовсе пропускать последний этап. Это открывало бы дорогу к титулу Юрию Кочмару, который после аналогичных одной победы и двух вторых мест занимает вторую строчку в турнирной таблице. При пропуске Валерием этапа, Юрию было достаточно финишировать вторым, чтобы завоевать титул.
Однако гонка была перенесена на резервную дату, после чего пусть и очень напряженно, и не совсем понятно на какой именно технике, но у Горбаня появился шанс побороться за титул. Тут нужно оговориться, что, сам Кочмар ратовал за перенос даты, дабы побороться в реальной схватке за столь заветный титул для обоих этих пилотов. Более того, перенос гонки произошел даже не по этим причинам, а административным… Примечательно, что с учетом определения итога по формуле «6 минус 2 худших результата», фактически два претендента подходили к этапу с равенством очков - по 450, и в случае победы Юрия, Валерию было бы недостаточно второго места. Правда, финишируй Кочмар в Алуште ниже 2-го места, то Горбань благодаря ранее набранным очкам автоматически становился бы абсолютным Чемпионом Украины вне зависимости от его результата на этой гонке. В реалии, благодаря 4-му месту в Черновцах, где у гонки был коэффициент 1,5, за которое начислялось не 75, а 112,5 баллов, в активе Горбаня даже при его сходе или не старте в Алуште в любом случае будет 562,5 балла. Во втором по значимости зачете в классе N4 ситуация полностью аналогична Абсолюту.
Однако перед гонкой появилась и еще одна интрига – в борьбе штурманов! Тут и вовсе сложилась еще более интригующая ситуация. На сегодня тут в обоих зачетах (и Абсолюте и N4) лидирует Вадим Чернега, который сменил еще в начале сезона правом кресле автомобиля Горбаня травмированного Евгения Леонова. Однако Вадим покинул команду и не должен стартовать в гонке. Таким образом, он закончит год со своими 455 очками. Всего 5 ему уступает штурман Кочмара – Сергей Коваль, которому по идее нужно было лишь финишировать на границе топ-10 абсолюта, дабы опередить Вадима и стать Чемпионом Украины среди вторых пилотов.
Но, как выяснилось, тряхнув стариной после 20-летнего перерыва на «Ялта-Ралли», Евгений Червоненко решил побороться за этот титул! Сначала Президент ФАУ занял «пассажирское» место у своего старого и бессменного пилота Александра Салюка старшего. Выступив на автомобиле категории S2000, который имеет право сражаться в национальных первенствах с N-группой (но не в Чемпионате Мира, где эти два класса соревнуются отдельно), воссоединенный спустя 20 лет дуэт ветеранов показал из чего они сделаны - они заняли 3-е место! Казалось, что на этом будет конец этой истории с возвращением.
Но, очевидно, ветеран украинского ралли, что называется, «поймал кураж», когда по его словам он буквально «..сбросил эти все года и 20 лет как не бывало!». Евгений пересел в пассажирский ложемент уже Александра Салюка младшего и вместе с ним победил в Черновцах на «Александров-ралли». Коэффициенты 1,5 на обоих этих гонках сказались, и после всего двух стартов в активе Червоненко оказалось 360 баллов, которые и дают ему возможность побороться за титул Чемпиона Украины среди штурманов!!! Правда, для этого пилоту Червоненко нужно было бы побеждать при этом с условием, что Кочмар с Ковалем бы закончили гонку ниже 4-го места – Сергею достаточно было бы даже 75 очков за 4-е место, дабы оказаться вне досягаемости для Червоненко даже в случае победы Салюка младшего. Правда, уже при пятом месте и 60 очками за него для Коваля и при победе Червоненко, при равенстве очков на счету Президента ФАУ было бы на одну победу больше и благодаря этому титул переходил бы к нему.
Однако, практически вся эта математика уже не имеет никакого значения, так как буквально за пару дней до гонки как гром среди ясного неба стало известно, что Юрий Кочмар не может выступить в Алуште! Мы связались и с Юрием и его штурманом Сергеем Ковалем. Это действительно так – по личным и рабочим причинам Кочмара не сможет выступить в Алуште, о чем он очень сожалеет. Юрий попросил извинения у всех своих болельщиков, а также команды и механиков, и, конечно, своего штурмана.
Нужно сказать, что при этом Юрий предложил Сергею свою машину и механиков, дабы Коваль смог выступить в гонке с любым другим пилотом на его усмотрение – благо свободных пилотов, причем довольно сильных, в Украине хватает – достаточно вспомнить Владимира Петренко или Юрия Протасова, которые не собираются выступать в Алуште. Однако Сергей отмел эту идею как неспортивную – «Мы одна команда, один экипаж! - коротко «отрезал» Сергей, - такой вариант не для меня!». В связи с уникальностью ситуации и прибавившейся интригой мы все же напрямую спросили Юрия о том, не оказывалось ли на него какое-либо давление или пожелания, на что был получен убедительный отрицательный ответ. Одессит также добавил: «Мне уже звонил и сам Валера, справляясь и выразив досаду, что я не смогу выступить. Более того, с этой новостью мне звонили многие - я даже не думал, что так много людей болеет за нас! Это очень приятно и я крайне расстроен, что как оказалось, я подвожу всех их, но в жизни бывают обстоятельства, когда мы делаем выбор и не всегда получается делать то чего мы хотим всей душой – это будет мой первый пропуск гонки!….»
Что же, остается только сожалеть, наверняка вместе со всеми болельщиками ралли в Украине, что основная интрига последнего этапа Чемпионата Украины по ралли исчезла еще до начала самой гонки! Тем не менее, в ней все же остаются пара других неразрешенных вопросов.
Да, теперь Валерию Горбаню можно даже не стартовать в гонке – он уже математически вне досягаемости как в абсолюте, так и в классе N4. Однако есть еще командный зачет, который наверняка имеет большое значение для самого Валерия. А как раз тут ситуация не столь однозначная. «Ментос Аскания Рейсинг» лидирует с 891 очками (в этом зачете определяющей по итогам года является вся сумма набранных очков). Позади довольно близко к «красным» расположились сразу две команды, причем они в свою очередь идут ноздря в ноздрю, отставая на 85 баллов от лидеров, их самих разделяет лишь 0,6 очка! Стартуй в гонке Кочмар, его команда «Одесса Ралли Тим» имела бы шансы на первое место и в этом зачете, однако теперь, при условии наличия в гонке и Горбаня и Салюка младшего вряд ли что-либо помешает их команде победить. Скорее всего, вопрос будет в противостоянии одесситов с крымчанами из «Черномор ралли тим» за остальные места в этом зачете.
Конечно, борьба за «серебро» не столь интересна, как за титул Чемпиона, но все же именно она остается как в абсолюте, так и в N4. Теперь с не стартом Юрия Кочмара, он рискует опуститься в зачете с 2-го места разом на 4-е. На это место претендуют как Салюк младший, так и стабильно набирающий очки Сергей Перец, победивший в «Ялта-Ралли» в национальном зачете. У обоих пилотов по 375 очков. С учетом вычитания худших результатов, Александру достаточно финишировать 4-м, чтобы опередить Юрия, а вот Сергею нужно быть хотя бы в призах. Естественно, при этом обоим нужно будет «поглядывать» друг на друга… Аналогичная ситуация у них и в классе N4.
Нужно вернуться и к борьбе среди вторых пилотов. С учетом не старта Сергея Коваля, тут может сложиться довольно пикантная ситуация. Финишируй Салюк младший с Червоненко 3-ми и ниже, то Чемпионом Украины в этом зачете вполне может стать лидирующий на данный момент и не выступающий Вадим Чернега. При этом он как бы разделит два основных титула со своим бывшим пилотом – Валерием Горбанем. Правда, тут есть еще одна «переменная» - в случае финиша Сергея Перца даже на втором месте, его штурман Денис Малов опережает Чернегу. Но! В случае победы Салюка младшего, чемпионом и тут станет Червоненко. Иными словами, в этом зачете все сведется к борьбе Перца с Салюком младшим, при этом, дабы их «пассажиры» стали Чемпионом, им обоим нужно побеждать или при сходе соперника финишировать не ниже второго места. Только в таком случае их вторые пилоты смогут опередить лидирующего, но уже не выступающего штурмана!...
Интересно, что в N4 ситуация среди штурманов еще более запутанная: у Чернеги и Коваля по 300 баллов и оба они пропускают гонку. У идущих позади Малова и Червоненко по 240 (у Дениса в реалии их 270, но 30 тогда будут вычитаться как второй худший). Таким образом, обоим нужно финишировать не ниже второго, дабы опередить двух лидеров ну и смотреть друг на друга в своей отдельной борьбе! Причем для обоих штурманов не будет достаточно 60 очков за третье место, так как при равенстве очков на счету Коваля будет тоже количество побед, но больше следующих лучших мест - два вторых против в таком случае двух третьих у Червоненко или и вовсе одного третьего у Малова. В этом случае при равенстве очков по крайней мере в классе N4 именно Коваль будет Чемпионом!
В трёх национальных моноприводных классах «У» фактически Чемпионы определены. С тремя победами и одним вторым местом в У-11 с перевесом почти в два раза над ближайшим соперником уверенно победил Валерий Вартанян. Зато в отсутствие идущего вторым Александра Маньковского тут появляется отличный шанс у Павла Гонтового опередить его в борьбе за «серебро» этого весьма малочисленного класса.
В У-10 после сложных подсчетов даже в случае победы Станислава Беседина, за вычетом худших результатов у него будет тоже количество очков, что и у безоговорочно лидирующего на сегодня Дениса Сидорова (их реальные суммы составляют 550 и 370 баллов). При победе Станислава ситуация в этой паре будет уникальная, так как у них будет не только равенство «результатов», но и равенство побед – по три. Но тогда определяющими станут «следующие лучшие места» и вот тут на счету у Дениса уже есть два вторых места, против одного у Станислава, что и должно стать в таком случае определяющим фактором.
Таким образом, интрига борьбы в этом классе будет исключительно за победу в гонке, а также остальные места в Чемпионате. А тут на «бонзу» почти на равных претендуют идущий пока третьим стабильный, но отнюдь не самый быстрый Сергей Евич и Алексей Кобзев. В случае если Сергей финиширует третьим или ниже, Кобзеву достаточно финишировать 5-6-м, чтобы опередить своего соперника.
В У-9 после двух побед и одного второго места Денис Бондарев также в любом случае уже недосягаем для соперников. А, напомним, что и Бондарев и Сидоров – оба дебютировали в этом году не только в Чемпионате Украины по ралли, а вообще в раллийной дисциплине! В У-9 в случае неудачи идущего вторым Дмитрия Резника и своей победы на второе место по итогам года имеет шансы Сергей Костюков. В свою очередь, в случае неудачи со стороны Костюкова, на его третье место претендует Александр Кобзев, которому при «нуле» у Сергея достаточно стать вторым на этапе.
По сути вопрос с титулом Чемпиона не решен только в двух классах – полноприводном У-12 и моноприводном А7. Причем в А7 на титул математически претендуют разом пятеро пилотов! Тут лидирует Дмитрий Тананевич, но победи в гонке Юхим Важеевский, Дмитрий Роткевич или Вадим Ерохин, даже при условии второго места Тананевича, все они могут стать Чемпионами! (Из-за вычитания худших результатов в случае второго места у Тананевича будет 335 баллов, тогда как при своих победах у любого из этих троих пилотов, уже имеющих по две «баранки» окажется больше очков!). Более того, победи в гонке Юрий Касим и сойди Дмитрий, и Юрий опередит его по очкам, но вопрос ведь будет еще в троих других претендентах!.. Так что именно борьба в классе А7 «Алушта-Ралли 2011» будем самой интересной и интригующей! Все пятеро претендентов числятся в списках заявленных.
В У-12 ситуация попроще – тут на равных на титул претендуют лидирующий с 310 очками Сергей Хомяк и отстающий от него всего на 10 очков Иван Луценко. Однако с учетом того, что для Ивана это будет его домашняя гонка, пожалуй, только техника может не позволить ему опередить Сергея…
Претендуя на лавры «второй Ялты», «Алушта-Ралли 2011» по сути своей также бесхитростна, как и ее «старшая сестра». Гонка будет состоять из всего трех «допов», которые в два дня будут проходиться в обоих направлениях. Однако в отличие от старшей, младшая не может похвастаться длинной «кос»: всего 7, 6,6 и 11 километров. Более того, из-за такой небольшой протяженности отрезков, ей понадобилась поблажка от 2родителей» - Раллийный Комитет дал особое «добро» на то, чтобы самый протяженный «доп» в субботу проходился трижды, что не рекомендовано для гонок, носящих статус этапа национального Чемпионата.
Соревновательная дистанция гонки составит аккурат 110 км при общей в 332 километра. Нужно сказать, что «Алушта-ралли 2011» будет также являться и Финалом Кубка Украины по ралли. При этом вновь таки, вместо отдельно стоящей гонки с ее коэффициентом 1,5, который и дает право именоваться ей Финалом с большой буквы, заключительная гонка Кубка Украины по ралли вновь, как и большинство его этапов, пройдет в «виртуальном» формате в виде параллельного зачета с этапом Чемпионата Украины по ралли. Так что в итоге спортивная цена Кубка Украины по ралли 2011-го года будет весьма сомнительной…
Что же до заявившихся на гонку экипажей, то их количество впечатляет – 51 экипаж Правда, лишь 8 из них должны выступать в «королевском» классе N4. И это при том, что в начале года тут на участвовало полтора десятка машин… Как уже было сказано, на старте не будет Юрия Кочмара, но остальные главные действующие лица присутствуют: Салюк младший, Горбань и Перец. Помимо них на старт выйдут Юрий Шаповалов и Тарас Кравченко, которые вполне могут навязать борьбу - пусть и не Салюку (при прочих равных), но Валерию и тем более Сергею так точно. Помимо них оспаривать очки в классе будут Николай Чмых и Юрий Яковенко, а также впервые заявившийся в рамках Чемпионата Украины на полном приводе Михаил Анисимов.
Интересно, что второй полноприводный класс У-12 насчитывает 9 заявок. И тут двум претендентам на титул Хомяку с Луценко не позавидуешь, так как в их борьбу за очки вполне могут вмешаться сразу несколько других отнюдь не слабых пилотов: чего только стоит наличие в списке заявленных Степана Мазура и Николая Никитюка. В У-11 лишь пять заявок, но как раз борьба в этом классе обещает быть одной из самых интересных. Ставшему Чемпионом Валерию Вартаняну будут противостоять два бывших напарника по автокроосссу: Павел Гонтовой и возвращающийся в ралли после длительного перерыва Алексей Яцюк. Естественно оба они будут выступать на «Шкодах». Также тут должен стартовать и вовсе ветеран еще советского автоспорта Владимир Рощенко, который в последние годы обычно участвует исключительно в одной гонке в году – «Ялта-Ралли»…
Пусть судьба титулов в классах У-10 и У-9 уже решилась, но борьба внутри них на гонке от этого не станет менее острой. У-10 насчитывает 8 заявок, где добрая половина – реальные претенденты на победу: помимо Сидорова и Беседина, тут стартуют Андрей Зизак и Ярослав Кадученко. Должны стартовать и борющиеся за «бронзу» в Чемпионате Сергей Евич и Алексей Кобзев. Как это ни странно, но по предварительным заявкам обычно малочисленный класс У-9 перещеголял старшего собрата – 10 экипажей. И тут также все завсегдатаи собираются выйти на старт: Бондарев, Костюков, Резник и Александр Кобзев. Наверняка многие местные болельщики будут особенно следить за сразу несколькими крымскими экипажами, включая Андрея Мешковского и конечно дуэт сестер Соустовых - Лады и Алины.
Естественно, как уже было написано выше, пожалуй самой плотной и непредсказуемой будет борьба в А7. Этот класс оказался на данный момент и самым массовым – 11 экипажей. И среди них есть не только все претенденты на титул в лице Роткевича, Тананевича, Важеевского, Касима и Ерохина, а и такие далеко не медленные пилоты как Сергей Чекан, Алексей Панов и невероятно прогрессирующий Дмитрий Радзивил. Так что борьба в А7 что называется, будет «широко открытой»…
Конечно, список заявлены это еще не «стартовка», но это отнюдь не означает, что он должен уменьшиться. Но даже если это и произойдет, гонка однозначно не будет скучной не только ввиду борьбы за призовые места и титулы в рамках Чемпионата Украины по ралли, но и за места на подиуме самой гонки, которая пройдет по знаменитому непредсказуемому крымскому асфальту. А если прибавить к этому фактору еще более непредсказуемую погоду, то «Алушта-Ралли 2011» обещает быть очень интересной…
Источник: «Эпидемия скорости»
![Поделится вконтакте](http://volfar.com/share/vk.jpg)
|